ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Или вы можете позвонить нам сами
8 (800) 55-00-334

Электротехническая экспертиза электродвигателей привода очистных комбайнов

Несудебная электротехническая экспертиза

Эксперт: Эрбес В.В., Шерстобитов Ю.В.

ПРОБЛЕМА

Два новых взрывозащищенных асинхронных электродвигателя ДКВ 15 У5 были установлены в приводе очистных комбайнов КДК500. В процессе эксплуатации первый электродвигатель проработал около 2 моточасов, а второй около 2,5 моточасов, после чего оба вышли из строя. Отключение электродвигателей произошло при срабатывании защит, в том числе и теплового реле. При отказах электродвигателей не зафиксировано повреждение другого оборудования. С целью выяснения причин выхода электродвигателей из строя эксплуатирующая организация обратилась в нашу компанию для проведения независимой электротехнической экспертизы.

ПОСТАВЛЕННЫЕ НА ЭКСПЕРТИЗУ ВОПРОСЫ

  • Какая причина привела к выходу из строя электродвигателей ДКВ 15 У5?
  • Данная причина носит производственный (брак) или эксплуатационный характер?

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Органолептический
Фотографический
Аналитический

ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ

Наружный осмотр электродвигателей
При наружном осмотре электродвигателей не выявлены повреждения, все болтовые соединения надежно затянуты. Для проверки работы подшипников выполнено вращение валов роторов. При вращении валов ротора не обнаружено заеданий, рывков и посторонних звуков.

Снята крышка борно. В борно проверены следующие элементы электродвигателя: гайки выводов обмотки затянуты, гайки выводов температурной защиты затянуты, следов нагрева выводов обмотки нет, герметизация выводов во втулке не нарушена.
Борно электродвигателя
Разбор электродвигателя
При снятии крышек двигателя у образца №1 обнаружено самодельное резиновое кольцо вместо пружинной шайбы под подшипник. По выявленному самодельному резиновому кольцу можно предположить, что электродвигатель был поставлен не новым, а ранее эксплуатируемым двигателем и отремонтированным кустарно (т.е. б/у).
    Самодельное резиновое кольцо
    Также у образца №1 в задней крышке электродвигателя обнаружены следы проворота обоймы подшипника. Однако при обследовании подшипника и корпуса не обнаружены: следы нагрева подшипника или смазки, люфт между обоймой подшипника и корпусом, повышенные или необычные шумы подшипника, недостаточное смазывание или загрязнения частицами.
    При обследовании переднего и заднего подшипников и корпуса образца №2 электродвигателя дефекты и повреждения не обнаружены.
    Осмотр статора и ротора
    Внутри электродвигателей следов влаги и ржавчины не обнаружено. Также не обнаружено следов перегрева обмоток статоров и роторов. Однако на лобовых частях обмоток статоров обнаружены открытые проводники обмоток без лакоткани.

    На внутренних поверхностях магнитопроводов статоров и на поверхностях роторов обнаружены следы затирания.

    На лобовых частях роторов обнаружены куски алюминия не удаленные после литья беличьей клетки.
    Повреждение изоляционной лакоткани лобовой части обмотки статора
    Следы затирания на внутренней поверхности статора
    Следы затирания на поверхности ротора
    Кусок алюминия, не удаленный после литья беличьей клетки
    Кусок алюминия, растертый о поверхность статора
    Измерения сопротивления изоляции и обмоток статоров
    Сопротивление изоляции составило 0,1 Мом при норме 1,0 МОм, что свидетельствует о пробое изоляции. Получены следующие значения сопротивления обмоток статора – R1= 7,22 Ом; R2= 7,15 Ом и R3= 7,17 Ом. Основной причиной различия сопротивлений обмоток статора является межвитковые замыкания.
    Анализ графиков нагрузки электродвигателей
    По графикам нагрузки электродвигателей определены периоды и режим работы S6. Электродвигатели эксплуатировались согласно минимальным возможным нагрузкам с отклонением от установленного изготовителем режима работы S4.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    В ходе исследования установлено:
    • 1
      Электродвигатель ДКВ 15 У5 (образец №1) проработал около 2 моточасов и вышел из строя. Электродвигатель ДКВ 15 У5 (образец №2) проработал около 2,5 моточасов и вышел из строя.
    • 2
      У электродвигателя ДКВ 15 У5 (образец №1) при снятии крышек двигателя обнаружено самодельное резиновое кольцо вместо пружинной шайбы под подшипник.
    • 3
      В задней крышке электродвигателя ДКВ 15 У5 (образец №1) обнаружены следы проворота обоймы подшипника. Проворачивание обоймы заднего подшипника вызвано дисбалансом ротора (вала).
    • 4
      На лобовой части обмоток статоров электродвигателей ДКВ 15 У5 (образцов №1, 2) обнаружены открытые проводники обмотки без лакоткани. Открытые поверхности образовались в результате соприкосновения ротора об изоляционную лакоткань лобовой части обмотки статора.
    • 5
      Во внутренних поверхностях (полостях) магнитопроводов статоров и на поверхностях роторов обнаружены следы затирания.
    • 6
      Трение роторов о поверхности статоров вызвало образование металлической стружки, которой покрыты внутренние поверхности электродвигателей. Также у электродвигателей ДКВ 15 У5 на внутренних поверхностях электродвигателей обнаружены кусочки алюминия от беличьей клетки. У роторов отсутствует станочная обработка.
    • 7
      Сопротивление изоляции электродвигателей ДКВ 15 У5 (образцы №1, 2) отклоняется от нормируемых значений, что свидетельствует о пробое изоляции.
    • 8
      Выполнены измерения сопротивления обмоток статора электродвигателя ДКВ 15 У5 (образец №1) – R1= 7,22 Ом; R2= 7,15 Ом и R3= 7,17 Ом. Основной причиной различия сопротивления обмоток статора является межвитковое замыкание. Сопротивление обмоток статора электродвигателя ДКВ 15 У5 (образец №2) в норме.
    • 9
      Электродвигатели ДКВ 15 У5 (образцы №1, 2) эксплуатировались согласно минимально возможной нагрузки с отклонением от установленного изготовителем режима работы S4. Однако данное отклонение режима работы не могло привести к выходу из строя электродвигателей.
    • 10
      Из выполненного анализа можно утверждать, что асинхронные двигатели поставлены с серьезными нарушениями требований ГОСТ 53578-2009, которые привели к разрушениям электродвигателей.

    БОЛЬШЕ НАШИХ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

      ДРУГИЕ НАШИ ЭКСПЕРТИЗЫ

        ЭКСПЕРТ-ЦЕНТР

        Нужна электроэкспертиза?
        Получите бесплатную консультацию у профессионалов в области электротехники и электроэнергетики

        Мы выполнили сотни электротехнических экспертиз различной степени сложности и, скорее всего, уже сталкивались с Вашей проблемой. Мы уверены, что сможем Вам помочь в оказании квалифицированной экспертной помощи